Тенсегрити (4)
Карлос Кастанеда со своим тенсегрити угодил в яму, в которую то и дело попадали его критики и подражатели.
Вот ведь как получается интересно: возьмем Интернет или Фидо и поглядим на всякого рода эхоконференции, чаты и e-mail подписки. Что сразу видно, так это то, что люди в основном обмениваются впечатлениями по поводу своих впечатлений от КК и его клонов.
Кто-то читал про буддизм, кто-то про массонов и КК, уже преломленный в их головах, живо обсуждается в уже новой среде впечатлений от воспринятого.
Никто почему-то из почтенной публики не задумался, что сам КК - это эссе. Т.е., "необъективные впечатления и размышления". О чем говорит и аппарат средств, примененных КК для выражения своих мыслей. Одни эмическая антрапология и феноменология чего стоят.
Ну так вот, представте себе уровень достоверности опусов подражателей вроде Санчеса или там Теуна Мареза, тогда это необъективные впечатления на необъективные впечатления.
Продолжим нить, и мы имеем отечественных горе-продолжателей и липовых экспертов, которые выдают свои субъективные впечатления на необъективные описания и суждения по поводу эссе Кастанеды.
И последний слой - это мы, потребитель. Степень необъективности, практической ценности, валидности после такой массированной диссоциациии равна нулю.
Особенно интересны варианты - знание тольтеков - КК - Ксендзюк, знание тольтеков - КК - Сидерский, знание тольтеков - КК - Лаппа, знание тольтеков - КК - Марез. Собственно, их валом. На их фоне КК мог бы выглядить просто дартаньяном т.к. он-то был у истока всей этой галимотьи. Однако, затея с тенсегрити выставляет КК несколько по-иному.
Тут он попал.
Как я уже писал, скорей всего тенсегрити - это китайский цигун с японским наворотом. То есть, если взять мало-мальски толковую книгу по цигун, то мы там найдем мотивы всех этих так называемых пассов. Например - шаг тигра (тигр намерения), цигун воспитания мощи (серия мужественности) и т.п.
Однако товарищей из КлиэрГрин смущал завет Клары Грау о том, что щас цигун просто дерьмовый и что КК, занимаясь кисейным тайчи, что-то шибко не радовался. Что ж, раз гора не идет к Магомету ...
Решающая роль в новой доктрине - исследование опыта развития систем психофизического самосовершенствования в их динамике и последних достижениях. То есть цигун не канает. Жидковат. Фрагментирован, громоздок. А вот хатха-йога и джиу-джитсу - нет. Они имеют ярко выраженную систему, школы, филосовские доктрины. Например в хатха-йоге можно отыскать положение о том, что в виньясах (подвижных связках) есть и пранаяма (дыхание) и тратака (сосредоточение глаз). То есть то, что в цигун тренируют отдельно - тут в одном флаконе. Идем дальше. Каратэ: Разберем тренировку. Что тут видно? Что несмотря на специфику отличную от йоги, тут те же принципы: движение, дыхание и концетрация в одном флаконе и никакого мистического флёра вроде цигуновского пестования духа как отдельной категории.
Тут Карлос и попал.
И хатха и каратэ - это субъективные впечатления от древних шаманских наворотов, а тенсегрити - это субъективные впечатления на субъективные впечатления. Двойной гарнир. Кстати, это относится и к несистемным практикам цигун.
Так что ни о каких практиках, так называемых пассах, речи идти не может. Вся эта лабуда насчет скрытых в ритуалах и танцах особых магических движений как минимум, лапша на уши и идет эксадверсо от той идеи японцев и китайцев, которая предполагает, что театральные танцы и пантомима - это выродившиеся боевые и мистические практики.
В таком раскладе украинский гапак - тоже самое тенсегрити, только недеритуализированное... :-)
И уже тем паче, речь не может идти о возможно существующих, даже наверняка существующих, психо-физических практиках древних видящих времен тотемизма, шаманизма и нагвализма.
И никакие ссылки на китайского нагваля Лухана, никакие экивоки на возраст линии не помогут. Не совпадают временные периоды. Даже если вписать в предтечи хатха-йогу, то возраст пассов где-то в районе 1000 лет. А если ещё взять за жабры БВСа, пассы которого постоянно суют как типа старейших, так мы можем вычислить и его возраст. Т.е. дату его "появления", т.е. время, когда он "впал" в неорганический анабиоз. Вовсе этот мексиканский бабаджи, ака Кэрол Тиггс ныне, и не такой уж старый, а ровестник ваджраяны. Кстати, это самый большой комплимент, который можно высосать из пальца в отношении тенсегрити. Однако, если европейская наука считает, что во всем есть типа эволюция, и, следовательно, тенсегрити - вершина древа, корни которого лежат пусть не в 10000, а в 1000 лет позади, то реальные прародители "корней" тенсегрити считают, что сами корни - это обезьянье вырождение когда-то реальных и человеческих практик. А эти "прародители" и есть те самые шаманы древности, покровительства которых так искал КК под конец своей эпопеи.
Так что тут у нас небольшая такая нестыковка, когда субъективные впечатления о древних магах, следуя излюбленной англо-саксонско-немецкой романтической науке, раздутые и выпяченные, отдельно рассматриваемые и заслоняющие неудобные фактики, выдаются как некая "отдельная реальность"... Да еще с каким пафосом!
Relictus
мiсто Луганськ
20.12.2002 г.