1968 год.
Теодор Розак: В течении шести лет, с 1960 по 1968 год, Кастанеда был учеником брухо, или, иначе говоря, мага, индейца Яки по имени дон Хуан. В это время Кастанеда был аспирантом факультета антропологии в колледже УКЛА. Его общение с доном Хуаном привело его в странный мир шаманского знания и психоделических опытов и приключений, которые мистер Кастанеда называет состояниями необычной реальности. Некоторые из них крайне пугающие, но в основном в них есть что-то крайне привлекательное. Опыт его обучения у дона Хуана подробно изложен в книге, которая в этом году была опубликована Калифорнийским Университетом и называется "Учение дона Хуана, путь знания индейцев Яки". Мистер Кастанеда сегодня присутствует здесь с нами и согласился поговорить с нами о своей книге и о своем ученичестве у дона Хуана.
Позвольте мне начать с вопроса, как вы встретили этого удивительного человека, дона Хуана, и можете ли вы мне сказать, что это был за человек?
К.К: Я встретился с доном Хуаном довольно-таки
случайно. В 1960 году я занимался сбором этнографических сведений об использовании
лекарственных растений индейцами, живущими в Аризоне. Мой друг, который помогал
мне в этой работе, слышал о доне Хуане. Он знал, что дон Хуан хорошо разбирается
в растениях и собирался меня с ним познакомить, но ему это никак не удавалось.
Однажды, когда я собирался возвращаться в Лос-Анджелес, мы вдруг случайно увидели
его на автобусной остановке, мой друг подошел к нему и заговорил с ним. Затем
он представил ему меня, и я стал говорить, что я интересуюсь растениями и особенно
пейотом, потому что кто-то сказал мне, что этот старик многое знает о пейоте.
Мы разговаривали около 15 минут, пока он ждал свой автобус, и вышло так, что
в основном говорил я, а он так ничего и не сказал. Иногда он пристально смотрел
на меня, и от этого я чувствовал себя очень неудобно, потому что я ничего не
знал о пейоте, и было похоже, что он видит меня насквозь. Через 15 минут он
встал и сказал, что я могу как-нибудь приехать к нему домой, для того, чтобы
поговорить в более спокойной обстановке и уехал. А я подумал, что наша встреча
не удалась, потому что мне не удалось ничего из него выжать. Мой друг считал,
что это его обычное поведение, потому что этот старик был очень эксцентричен.
Через месяц я вернулся и стал его разыскивать. Я не знал где он живет, но в
конце концов сумел найти его дом и приехал к нему. Сначала я воспринимал его,
как своего друга. Почему-то мне понравилось то, как он посмотрел на меня на
автобусной остановке, было что-то
особенное в том, как он смотрел на людей. Он не смотрел пристально, он не смотрел
прямо в глаза, но иногда он делал это, и это был удивительный взгляд. Скорее
этот
пристальный взгляд, чем мой интерес к антропологии, заставил меня приехать к
нему. Я часто бывал у него, и у нас образовалось что-то вроде дружбы. Он обладал
великолеп ным чувством юмора, и это значительно облегчало дело.
Т.Р: Сколько лет ему было, в тот момент когда вы его встретили?
К.К: Ему было около семидесяти, шестьдесят девять или что-то наподобие того.
Т.Р: В своих книгах вы называете его брухо, можете ли вы сказать, что это значит, и есть ли у дона Хуана какие-то связи с племенем, с какой-то этнической группой, или он одинокий волк?
К.К: Брухо ( это испанское слово, в переводе
на английский оно может означать
мага, ведьму, целителя или травника, и конечно же шамана. Дон Хуан не относил
себя
ни к одной из этих категорий. Он называл себя человеком знания.
Т.Р: Что это значит человек знания?
К.К: Он называет себя человеком знания или тем
кто знает. Он поочередно использует эти два определения. Что касается его принадлежности
к какому-то племени, то я думаю, что дон Хуан эмоционально привязан к Яки, живущим
в Соноре, потому что
его отец был родом из Соноры. Но его мать была родом из Аризоны. Так что он
смешанного происхождения, и поэтому его можно назвать довольно маргинальным
типом. В настоящее время у него есть семья в Соноре, но он не живет с ними.
Возможно, что он живет с ними лишь иногда, мне так кажется.
Т.Р: Есть ли у него средства на жизнь? Как он зарабатывает деньги?
К.К: Я не могу вам этого сказать, не думаю, чтобы я мог это сейчас сделать.
Т.Р: Я хотел бы прояснить одну вещь это как
раз то, чему я больше всего удивлялся, читая вашу книгу. Эта книга состоит из
большого числа записей ваших опытов по
использованию растений, грибов и прочих вещей, которые вам давал дон Хуан, а
также длинные беседы с ним. Чисто технический вопрос, как вам удавалось записывать
все это в течении довольно долгого периода? Как вам удалось все это записать?
К.К: Это кажется трудным, но ведь важной частью
любого процесса обучения
является способность вспомнить результаты опыта, и я всегда мысленно делал заметки
обо всем, что со мной происходило и что я видел в состояниях, так скажем, измененного
сознания. Потом мне было очень легко записать все то, что я держал в голове.
Так я поступал во время опытов, но вопросы и ответы я просто записывал.
Т.Р: Вам было разрешено записывать...
К.К: Нет, в самом начале я ничего не записывал.
Потом я стал тайно делать записи. У меня в куртке были большие карманы, и я
делал записи в блокноте, держа его в
кармане. Я умел делать записи таким образом. Это техника, которую довольно часто
используют этнографы, потом конечно приходится тратить много времени на расшифровку.
Но иногда необходимо записывать очень быстро, нельзя откладывать это на потом.
Нельзя отложить это на следующий день, потому что вы можете все забыть. Так
как я все время принуждал себя работать, то я смог записывать все, что происходило
сразу непосредственно после самих событий.
Т.Р: Я должен сказать, что многие диалоги представляют
собой действительно замечательные документы. Дон Хуан, судя по вашим записям,
обладает незаурядным
красноречием и воображением.
К.К: Он очень искусно обращается с обычными словами, он считает себя рассказчиком, хотя он и не любит говорить. Но он считает, что разговор это его склонность, в то время как другие люди отдают предпочтение движению или балансу. Мне повезло, что я встретил человека, который отдает предпочтение тому же, что и я.
Т.Р: В вашей книге наибольшее впечатление производит то, что вам выпал невероятный шанс познакомиться с теми веществами, которые вам давал дон Хуан, как мне кажется, если их использовать неправильно, то они могут привести к фатальным результатам. Почему вы так доверяли этому человеку и принимали любое зелье, какое бы он вам не дал?
К.К: То, как события подаются в книге, не соответствует
реальной жизни, в книге
все выглядит более драматически, чем это было на самом деле. Между событиями,
о
которых я рассказал в книге, проходило много времени, происходили вполне обычные
вещи, я не включил эти события в книгу, потому что они не имели отношения к
той системе, которую я хотел представить, поэтому я просто удалил их. Так как
на самом деле между событиями описанными в книге были большие временные интервалы,
то возникло некоторое нагнетание напряженности -- последовательность событий
приводит к очень драматическому финалу. Но в реальной жизни все было проще,
потому что на самом деле между этими событиями проходили месяцы и годы. Мы даже
ходили на охоту. Он объяснил мне как ставить ловушки, обучил очень старым способам
установки ловушек и научил меня ловить и готовить гремучих змей это уменьшило
мои страхи и недоверие.
Т.Р: Я понял. Вам выпал шанс пользоваться его неограниченным доверием.
К.К: Да, мы проводили вместе много времени.
Он никогда не говорил мне, что он
собирается делать. Когда я понял, что на самом деле происходит, то я уже оказался
в
это слишком глубоко вовлечен, чтобы отступить.
Т.Р: По моему мнению, основную и самую удивительную
часть вашей книги составляют ваши опыты с тем, что вы называете необычной реальностью,
многие из ваших опытов кажутся убедительными, некоторые из них подтверждают
существование
ворожбы, другие же представляют собой невероятно живой опыт полета и трансформации
в различные формы животных, и часто вы рассказываете об этом как о каком-то
откровении. Как вы относитесь к этим опытам теперь, когда все позади? Насколько
они были обоснованны, и как вам кажется, насколько дон Хуан мог контролировать
и предвидеть результаты этих опытов?
К.К: Если говорить об этих опытах, то я отношусь
к ним как антрополог, и то что
я испытал, я могу использовать для того, чтобы поставить какую-то новую проблему
в
антропологии, но я не могу понять их или использовать их как-то иначе. Я могу
использовать свой опыт разве что для того, чтобы построить какую-то систему.
Но если рассматривать эти опыты с точки зрения не-европейца, шамана или например
индейца Яки, то я думаю, что эти опыты предназначены для того, чтобы получить
знание того, что соглашение, которое определяет нашу реальность -- это всего
лишь небольшой фрагмент того диапазона, который мы можем воспринимать как реальность.
Т.Р: Что вы имеете в виду, когда говорите, что
шаманы, такие, как например дон
Хуан, кодируют влияния?
К.К: Например, для меня, представление о том,
что человек может превратиться
в сверчка, горного льва или птицу, означает что человек воспринимает какое-то
влияние и адаптируется к нему. Я думаю, что это влияние существует, каждый,
кто принимает галлюциногенное растение или химическое вещество, произведенное
в лаборатории, получает опыт более или менее искаженного восприятия. Мы называем
это искажением реальности. Я думаю, что шаманы за тысячи лет практики научились
иначе классифицировать и кодировать эти влияния. Мы можем классифицировать это
только как безумие и галлюцинации. Это наша система кодировки. Мы не можем представить
себе, что кто-то может превратиться в ворону.
Т.Р: В ходе обучения у дона Хуана вы испытали это ощущение?
К.К: Да, так как я европеец, то я отказывался поверить что это может быть, но...
Т.Р: Но когда вы испытали это, то это был очень яркий и живой опыт.
К.К: Трудно сказать, что это было реально, но я могу описать это только так. Теперь, когда все позади, и я могу все это анализировать, то я думаю, что он пытался научить меня другому способу кодирования реальности, смотреть на все через другую рамку, таким образом я мог получить другую интерпретацию.
Т.Р: Я думаю, что в конце книги есть одно место,
в котором выясняется большое
различие между вашим отношением к реальности и отношением к ней дона Хуана,
это
тот момент, когда вы спрашиваете его о своем ощущении полета, я лично понял
эту
разницу наиболее четко, читая именно это место. Вы в конце концов спрашиваете
его,
почувствовал бы дон Хуан что вы летали, если бы вы были прикованы цепью к скале,
на что он ответил вам, что тогда вы летали бы вместе со скалой и цепью.
К.К: Я думаю, что он намекал на то, что никто
на самом деле не изменяется. Я продукт европейского мышления, мой разум жестко
зафиксирован, мои познавательные
функции также уже определены. Я могу воспринять только полное изменение. Для
меня изменение означает, что человек полностью превращается в птицу, и только
так я могу это понять. Но я думаю, что он имел в виду нечто иное, нечто еще
более утонченное. Моя система слишком проста, она не обладает той утонченностью,
которую предлагает дон Хуан, но я не могу точно понять, что он имеет в виду,
когда говорит, что никто никогда не меняется, что-то иное имеет место, это какой
то другой процесс.
Т.Р: Да, это все трудно понять. Кажется, я помню,
что дон Хуан говорил вам, что
вы летали как человек. Но он настаивал на том, что вы летали.
К.К: Да.
Т.Р: Он также сказал еще нечто удивительное,
это было сказано по поводу того,
было ли реально то, что случилось с вами. Он сказал, что то, что вы чувствовали,
происходило в реальности.
К.К: Угу. Да, дон Хуан очень утонченный мыслитель,
с ним очень трудно спорить. Вы знаете, много раз я пытался с ним состязаться
интеллектуально, и каждый раз он
выходил победителем. Он очень искусен. Однажды он выдвинул идею, что все вокруг,
вся вселенная это просто восприятие. Это то, как мы воспринимаем вещи. И нет
никаких фактов, есть только интерпретации. Я просто повторяю его слова, настолько
точно насколько могу. Возможно он прав, и факты -- это всего лишь интерпретации,
которые возникают у нас в голове под воздействием разных влияний. Поэтому то,
что я чувствовал во время опыта, несомненно имело большое значение.
Т.Р: То, что мы называем реальностью, должно
непременно обладать таким
свойством, как последовательность и постоянство событий от опыта к опыту, на
меня
произвел впечатление тот факт, что ваши эксперименты с пейотом обладают этой
удивительной последовательностью. Я хотел бы спросить вас об этом. В ваших опытах
появляется образ, который вы называете Мескалито. Этот образ, звуки и ощущение
появляются снова и снова, и это главное ощущение этого опыта. Я правильно говорю?
К.К: Да, совершенно верно.
Т.Р: Хорошо, ну а как вы лично относитесь к этому факту?
К.К: У меня есть две интерпретации этого явления.
Я продукт долгого периода
обучения и дискуссий, во время которых я получал инструкции.
Т.Р: Дон Хуан когда-нибудь говорил вам, как должен выглядеть Мескалито?
К.К: Нет, все было не так. Я думаю что у меня
в голове возникла комбинация из
двух идей; что это был реально существующий и всеобъемлющий защитник, могущественное
божество, и что это божество существует вне нас, как утверждал дон Хуан. Оно
находится полностью вне меня, вне человека, и действует независимо от него.
Т.Р: Я думаю, что в книге вы дали очень живое и впечатляющее описание Мескалито. Можете ли вы подробнее осветить еще один аспект вашей книги, и сказать, каким вы его видели?
К.К: Это была какая-то антропоморфная комбинация. Это был не человек, он был слишком большим, он выглядел как кактус, как пейот. У него было заостренное туловище, на котором была голова с глазами и лицом. Но он не был похож на человека. Его движения также сильно отличались от наших, он передвигался прыжками.
Т.Р: Когда вы описали этот образ дону Хуану,
как он к нему отнесся, был ли этот
образ правильным?
К.К: Нет, нет. Его не интересовало мое описание
формы Мескалито, он этим
вообще не интересовался, и я ему никогда об этом не говорил. Я написал об этом
в книге, потому что для меня было удивительно то, что я испытал. Это было нечто
выдающееся, и я был изрядно шокирован. Когда я стал вспоминать все, что я испытал,
то когда речь зашла об этом, он не стал меня слушать. Он сказал, что это неважно.
Все что он хотел знать это то, насколько близко мне удалось подойти к этому
антропоморфному существу в то время, когда я его видел, а я, как вы знаете,
подошел к нему очень близко и почти дотронулся до него. Дон Хуан считал, что
это очень хороший поворот событий. Он также интересовался, был ли я испуган.
А я был очень испуган. Но он никогда не интересовался, как выглядело то, что
я видел и никак это не комментировал.
Т.Р: Я хотел бы спросить вас о некоторых других
ваших экспериментах. Мы не
будем углубляться в детали, я думаю что наши слушатели могут просто открыть
книгу и
найти в ней все интересующие их подробности этих опытов. Ваш последний опыт
под
руководством дона Хуана был весьма пугающим. Как вы думаете, почему он ввел
вас в эту ситуацию, которая стала финалом ваших отношений, почему он напугал
вас до чертиков, какую цель он этим преследовал? Из того, что вы описываете,
следует, что это была умышленная жестокость. Думаете ли вы, что это было именно
так?
К.К: Перед тем, как это произошло, он научил
меня некоторому положению, которое шаманы принимают в моменты величайшего кризиса
или, можно даже сказать,
своей смерти. Это та форма, в которой они это воспринимают. Они используют это
как
доказательство того, что они люди. Перед тем как умереть, они смотрят в лицо
своей
смерти и танцуют. Потом они кричат ей в лицо и умирают. Я спросил дона Хуана,
какая
разница, что мы делаем пляшем, кричим, вопим или бежим, если мы все равно умрем,
и он посчитал этот вопрос очень глупым, потому что если человек знает, как обосновать
свое существование, то он сможет вновь подтвердить, что он действительно человек,
ведь это все что у нас есть. Все остальное неважно. В этот последний миг единственное,
что может сделать человек, это подтвердить, что он именно человек. Поэтому он
научил меня этой форме прощания с миром и направлял события, эту пугающую последовательность
событий и действий, я был вынужден испытать все это на себе и использовать то,
чему он меня учил. Это дало мне огромное количество энергии, и все закончилось
"благополучно". Мне повезло, может быть потому, что я старался держаться
подальше от смерти. На следующий день, вернее на следующую ночь, он взял меня
с собой в пустыню, он собирался научить меня тому, как в совершенстве использовать
этот прием, и я думал, что смогу это сделать. И в ходе этого обучения я вдруг
обнаружил, что остался один. На меня обрушился невероятный страх. Я думаю, что
он хотел, чтобы я использовал то, чему я его учил, то положение, которому он
меня научил. Я думаю, что он умышленно напугал меня для того, чтобы это проверить.
И я, конечно же потерпел неудачу, потому что я уступил страху, вместо того,
чтобы встать и встретиться лицом к лицу со своей смертью. Предполагалось, что
я смогу постичь это знание, но я действовал как европеец и уступил страху.
Т.Р: Как закончились ваши отношения с доном Хуаном.
К.К: Я думаю, что они закончились в эту ночь,
потому что мое эго сильно ослабло, тот страх который я испытал, был для меня
слишком велик. Мне понадобилось много часов для того, чтобы прийти в себя. Похоже
что мы зашли в тупик, и с той поры я
никогда не разговаривал с ним о его знании. Это было три года назад, что-то
около трех лет назад.
Т.Р: Вы почувствовали, что в конце концов он подвел вас к опыту, который находится за пределами ваших возможностей?
К.К: Да, я так думаю. Я исчерпал свои ресурсы
и не мог двигаться дальше -- это
согласуется с представлениями Американских индейцев, что знание это сила, и
вы не
можете относиться к нему легкомысленно. Каждый новый шаг это испытание, и вам
нужно доказать, что вы можете идти дальше. Для меня это стало концом.
Т.Р: В течение шести лет дон Хуан провел вас через огромное количество трудных опытов и испытаний.
К.К: Да, но по какой-то странной причине он
не обращает внимание на то, что
произошло, на то что у меня ничего не вышло и считает, что я прохожу период
очищения.
Т.Р: Он когда-нибудь объяснял вам, почему он выбрал именно вас для того, чтобы вы все это испытали?
К.К: В своих действиях он руководствовался знаками и знамениями, если он видел что-то необычное, нечто, что возможно не укладывалось в его схему представлений, то он говорил, что это удивительное или необычное событие и относился к нему как к знамению. Когда я впервые попробовал пейот, то я играл с собакой. Это было удивительное событие, собака и я хорошо понимали друг друга. Дон Хуан интерпретировал это как знак, как то, что божество, Мескалито, пейот играл со мной, такого он не видел никогда в жизни. Он сказал мне, что никто и никогда не играл с божеством. Это было удивительным событием, и что-то указывало на меня, он понял это так, что я как раз тот человек, которому он может передать свое знание или хотя бы его часть.
Т.Р: Могу ли я вас спросить, что изменилось
в вас после всех этих невероятных
событий, после шести лет обучения у дона Хуана?
К.К: Несомненно, все это дало мне другую точку
зрения на жизнь. Мне кажется, что теперь я гораздо больше понимаю, насколько
более важен сегодняшний день. Я
думаю, что я типичный продукт обычной социализации, и я как и любой обычный
запад-
ный человек всю свою жизнь жил в основном ради завтрашнего дня. Это все равно
что постоянно беречь себя для того великолепного будущего, которое вот-вот наступит.
И только под сильным воздействием учения дона Хуана я понял, как важно быть
здесь и сейчас. Сама идея того, что можно достичь состояний, которые я называю
состояниями необычной реальности, не предполагает разрушения обычной реальности,
а скорее придает ей большую выразительность. Я не страдаю от разочарований сегодняшнего
дня. Я не думаю что все это фарс. Я склонен считать фарсом то, что было со мной
раньше. Я был разочарован, когда пытался стать художником, и я чувствовал что
теряю время, что что-то не так. Но теперь я понимаю, что все было так как нужно.
Многое для меня теперь стало лучше. Теперь я не могу себе представить, что что-то
обстоит не так как нужно.
Т.Р: Я понял. Есть ли у вас планы снова встретиться с доном Хуаном?
К.К: Нет, я встречаюсь с ним как с другом. Я часто с ним вижусь.
Т.Р: О, так вы еще видитесь с ним?
К.К: Да, я много раз бывал у него с тех пор,
как закончился мой последний опыт,
описанный в этой книге. Но я не думаю, что буду и дальше постигать его знание.
Я действительно считаю, что не могу его постичь.
Т.Р: Последний вопрос: в вашей книге вы сделали
попытку дать почувствовать
точку зрения дона Хуана на наш мир. Как вы считаете, проявляет ли дон Хуан какой
либо интерес к нашему миру, к так называемым европейцам?
К.К: Я думаю, что дон Хуан прекрасно осведомлен
о том, кто такие европейцы.
Он не находится в затруднительном положении, он воин, он стратегически ведет
свою
жизнь, он использует все, что только может, он очень опытен в этом отношении.
Моя
попытка дать почувствовать ощущение его мира это мой собственный способ, если
можно так выразиться, отплатить ему за ту невероятную возможность, которую он
мне
предоставил. Я думаю, что если бы я не сделал попытку представить его мир в
виде
ясного явления, то все воспринимали бы его так же, как и в течение сотен лет,
как бессмысленную деятельность, если даже и не бессмысленную, то обманчивую,
и с моей стороны это очень серьезная попытка.
Т.Р: Да, описание ваших опытов под руководством дона Хуана -- это действительно замечательная книга и, после того как я сам уже прочитал ее, я могу смело рекомендовать ее нашей аудитории. Это приключения в мире, который значительно отличается от нашего. Я хотел бы поблагодарить вас, мистер Кастанеда, за то, что вы уделили нам время, чтобы рассказать о вашей книге и ваших опытах.
К.К: Спасибо.
Это интервью было расшифровано с магнитофонной
записи: "Sound Seminars" -
Jeffrey Norton Publications.